Дзвінки за номером 0 800 308 308 з номерів усіх операторів зв’язку України безкоштовні. Для дзвінків за номером 3080 вартість хвилини розмови відповідно: Київстар – 1 грн/хв, з’єднання – 0,27 грн; МТС – 0 грн/хв, з’єднання – 1 грн; lifecell – 1,5 грн/хв, з’єднання – 0,5 грн. Тарифи наведено з урахуванням ПДВ.
Додатково нараховується 7,5% від вартості послуг без ПДВ до Пенсійного фонду. Тарифікація посекундна з 13 секунди. Послуга надається тільки повнолітнім.

Hапишіть нам
Zapros@platinumbank.com.ua
Подзвоніть нам
0 800 308 308, 044 495 60 55







Иностранный банк с международными инвестициями

Курси валют
Курси валют
08.12.2016
Валюта Покупка Продаж
USD 26.80 27.10
EUR 28.20 29.30
Платіжні карти
08.12.2016
Валюта Покупка Продаж
USD 26.80 27.10
EUR 28.20 29.30
Google+

ЗМІ про Нас

18.09.2013

"http://real-economy.com.ua/": Голова "Платинум Банку": Я здивувався кількості бажаючих придбати банк



У банківському бізнесі до креативу та відхилення від стандартів ставляться достатньо скептично. Банкіри вважають, що гроші не люблять експериментів, тому віддають перевагу класичному формату побудови бізнес-процесів, який вони зазвичай називають "наслідуванням кращих міжнародних практик".

Але генеральний директор "Платинум Банку" Грег Краснов дотримується іншої думки, підходячи до своєї роботи творчо. Це одразу відчувається, коли потрапляєш не тільки до відділень банку, оформлених у яскраво рожевих тонах, але і до головного офісу, де на весь "опен-спейс" встановлений колаж з портретів співробітників банку, а у одного зі спеціалістів над робочим місцем прилаштована голова лося з величезними рогами.

До того ж, власний кабінет Краснова зовсім невеликий, тільки найнеобхідніший для роботи простір, що є разючим дисонансом з одіозними палацами українських чиновників.

Тим не менш, за зовнішнім "креативом" криється раціонально побудована стратегія, на якій банк декілька років активно розвиває беззаставне кредитування, причому достатньо успішно.

Про це свідчить те, що "Платинум" має один з найбільших на українському ринку рівнів рентабельності капіталу. А акціонери банку - фонди в управлінні компаній Віктора Пінчука Horizon Capital, East Capital та IFC - сподіваються закрити угоду з продажу банку з прибутком, що здається неймовірним в умовах, коли вартість банківських активів ледве сягає 0,3-0,5 обсягу їх капіталу.

- "Платинум" чуть ли не единственный, кто сделал упор на потребительском кредитовании. Насколько такая специализация оправдала себя?

- Консолидированная рентабельность капитала по международным стандартам финотчетности в этом году составит около 20%, неконсолидированная – даже немного выше.

Если учесть, что в среднем по рынку этот показатель находится на уровне "около нуля", очевидно, что наш фокус на мелкой беззалоговой рознице, которая объединяет кредитование товаров, кэш-кредитование, кредитные карты, оказался правильным.

- То есть, в вашем портфеле только беззалоговые займы?

- Еще около 10% - исторический портфель ипотечных кредитов, который мы сформировали до кризиса.

- И как они обслуживаются?

- Очень хорошо.

- Звучит фантастически, учитывая, что большая часть рынка страдает от высоких невозвратов…

- Мы очень консервативно подходили к выдаче ипотечных кредитов, учитывая только подтвержденные доходы, соотношение кредита и залога не превышало 80%, а в среднем по портфелю было ниже 50%.

За счет этого сформировался качественный портфель, который во время кризиса не пострадал, и продолжает приносить доходность. Была небольшая доля, которую мы реструктуризировали. Но она в разы ниже, чем у наших коллег-банкиров.

- А как погашаются беззалоговые кредиты, ведь они несут для банка немалые риски?

- Мировая практика показывает, что беззалоговое кредитование в странах, где не слишком перегрет кредитный рынок, является сегментом, который реагирует на негативное воздействие внешней среды в последнюю очередь.

Поэтому говорить, что беззалоговый портфель фундаментально более рисковый - не совсем грамотно. Дело в том, что в практике современного банковского бизнеса кредитные решения принимаются в рамках так называемых "4С", когда не только проводится оценка залога (Collateral), но и учитываются другие факторы, такие как Credit (скоринг, кредитная история), Capacity (финансовые возможности заемщика), Cash (другие активы заемщика).

В мелкой рознице, по сравнению с корпоративным кредитованием, или ипотекой благодаря статистическим данным мы можем получить очень высокий уровень предсказуемости поведения клиента по категории Credit, поэтому вопрос залога не стоит так остро.

- О какой именно статистике идет речь? База клиентов, кредитные бюро?

- Мы много инвестировали в систематический анализ наших исторических данных, и располагаем информацией о 2 миллионах клиентов. Пользуемся и кредитными бюро, но это лишь дополнительный фактор, основными являются демографический скоринг и антифродовый скоринг - системы борьбы с мошенничеством.

- Возникает противоречие: вы должны провести тщательный анализ клиента, но при этом выдать кредит за 15 минут. Но может ли при такой скорости оценка заемщика быть качественной?

- Если говорить о демографическом скоринге, то статистическая база позволяет легко вывести вероятность того, что клиент с определенным набором параметров будет иметь вероятность попадания в "проблемку".

Это чисто математические операции, которые делает компьютер. Консультант вбивает информацию, она попадает в центральную базу, и проводится расчет. Конечно, помимо этого еще есть другие виды верификации, но на все в целом действительно уходит 10-15 минут.

Заработок чужими руками

- И все же, как обслуживается кэш-портфель? Неужели невозвратов и проблем нет вообще?

- Уровень ожидания невозврата зависит от продукта, в среднем он не превышает 5%. Конечно, в разные периоды времени могут быть колебания, как в положительную, так и отрицательную сторону. Но в целом, мы выдерживаем плановый показатель.

- Как выстроена сеть продаж у банка?

- Крупнейший канал - это канал Express в магазинах по всей Украине, районные центры и небольшие населенные пункты. Он генерирует 50% выданных кредитов. Второй по размеру канал - наш контакт-центр, телемаркетинг, центр рассылки писем, посредством которых мы предлагаем уже существующим клиентам взять новый кредит.

Третий крупный канал - это собственные отделения в городах миллионниках, сейчас их около 120 - крупный и мелкий формат. Также мы начали развивать продажи своих продуктов через другие банки. Это новое направление и для нас, и для рынка. И мы пока к нему присматриваемся.

- Какой интерес у других банков выдавать ваши кредиты?

- Комиссионный заработок. За последние 7 лет многие банки, обладающие крупными сетями отделений, поняли, что им надо грузить свою сетку, а продажа кредитных продуктов других финучреждений - одно из решений.

- Многие согласились на такой формат сотрудничества?

- Сейчас мы работаем приблизительно с 10 банками.

- И какой размер комиссии смог их заинтересовать?

- Он зависит от того, какой продукт, какую сетку предоставляет агент, какое качество продаж. Диапазон очень широкий.

- Хочется понять: например, в своих отделениях вы предлагаете некий продукт под 20% годовых, имея маржу, скажем, в 5%. Отправляясь к банку-партнеру, вы платите комиссию. Получается, эта комиссия ложится на плечи клиента, или вы просто теряете заработок?

- Ни то, ни другое. Продажа продуктов даже в собственной сети стоит денег. Поэтому по факту себестоимость продукта практически не меняется.

Есть определенное подорожание в агентских каналах, но оно небольшое, и связано с кредитными рисками, потому что здесь они значительно выше.

- Почему? Разве банк-партнер не может пользоваться вашей скоринговой системой?

- Может. Но есть риск, связанный с работой самого сотрудника продаж, и пока мы видим, что в агентском канале сложнее обеспечить правильное взаимодействие продавца и клиента.

- Насколько вообще рентабельна ваша сеть, окупает ли она себя? Ведь многие банки до сих пор закрывают отделения.

- Наша сетка построена с "нуля" за 5 лет, и если смотреть по такому показателю, как объем депозитов на одно отделение, то по нему мы являемся одними из лидеров.

Более того, отделения настолько загружены, что мы стремимся переориентировать клиентов на удаленные каналы. Кроме того, практически все отделения оснащены cash-in банкоматами, что позволяет разгрузить кассы.

Автомобили или стадионы?

- Чем была мотивирована покупка Home Credit Bank?

- Невзирая на кризис, у нас была высокая капитализация, низкий уровень кредитов, которые могли стать проблемным, избыток ликвидности, и "машинка", дающая хорошую доходность в беззалоговом кредитовании.

Причем, тогда конкуренция буквально "скукожилась", и мы могли удачно войти в рынок. Но чтобы расти в этом сегменте, и обслуживать те объемы рынка, которые мы захватили с кредитной стороны, нам нужно было наращивать депозитную базу.

В итоге "Платинум" начал строить собственную сетку отделений и параллельно смотреть на разные банки, изучая возможность поглощения.

- Но почему был выбран именно этот банк?

- У Home Credit был хороший портфель розничных депозитов, и почти все активы состояли из кэша.

В итоге, после сделки банк дал около 35% прироста нашего депозитного портфеля, благодаря чему мы сделали дополнительный рывок по депозитам.

Интеграцию мы смогли закончить довольно быстро: купили банк в феврале 2011 года, а к декабрю, забрав его средства на свой баланс, перепродали.

- Это была продажа юрлица?

- Да, отдали чистую лицензию.

- Цену сделки покупки можете озвучить?

- Мы на этой сделке денег не потеряли.

- Почему "Платинум" до сих пор не вышел в обслуживание юридических лиц? Тем более, имея достаточно развитую сеть.

- Корпоративный сегмент в Украине мы расцениваем как низкодоходный с высоким уровнем рисков.

Наша страна подвержена регулярным макроэкономическим колебаниям, поэтому учитывая эту тенденцию, входить в корпоративный сегмент очень тяжело.

- Но многие банки наоборот отказываются от розницы, и минимизируют ее долю в портфеле?

- Есть фирмы, которые делают машины, есть те, которые строят стадионы. Но не значит, что у компании, которая производит качественные автомобили, получится хороший стадион.

Аналогично корпоратив и розница - это два разных вида бизнеса. И первый сегмент мы оценили для себя как малопривлекательный.

- А как же диверсификация рисков? Ведь кэш-кредитования не будет расти вечно.

- Беззалоговыми займами охвачено менее 20% населения страны. Например, в Турции на душу населения приходится полторы кредитной карточки.

Похожее сравнение и с Россией, Польшей, Венгрией, Казахстаном - все они впереди нас, поэтому в Украине этот рынок еще далек от насыщения.

Конечно, его рост сдерживается слабым развитием инфраструктуры рынка - отсутствием кредитных бюро, предоставляющих централизованный скоринг, и так далее, и очень высоким уровнем депозитных ставок, но прогнозы пока что очень хорошие.

Удачный выход

- Продажа банка – это слухи или нет?

- Мы находимся на этапе смены акционеров. Ожидаем, что до конца октября все процессы закроются.

- Кто покупатель?

- По условиям конфиденциальности я не могу пока давать какие-либо комментарии.

- Много ли претендентов было на банк? Ведь звучали разные имена. Например, тот же Николай Лагун, активно скупающий банки в последние годы.

- Могу сказать, что количество предложений, которые были получены, меня очень удивило.

- Какова вообще мотивация продавать банк сейчас? Этот шаг не выглядит логичными, когда есть высокая рентабельность капитала, успешный бизнес, и очень низкий рыночный спрос на подобного рода активы.

- На эту тему с акционерами были активные дискуссии. Но нужно понимать, что наши собственники - специфичны. Это инвестиционные фонды, горизонт вложений для которых, как правило, составляет 3-5 лет, максимум - 7-8 лет.

Поэтому они практически достигли своего потолка, и в связи с циклом жизни фондов назрела необходимость выходить из этой инвестиции, пусть это решение принимается нашими акционерами и не в самый оптимальный момент на рынке.

Хотя благодаря той доходности, которой мы достигли, даже при сегодняшних показателях мультипликаторов получится очень привлекательный возврат на капитал.

- То есть, сделка будет прибыльной?

- Если вернуться в докризисное время, то большинство из инвесторов, которые входили в банки в то время по безумным мультипликаторам, попросту потеряли деньги, а наши акционеры остались в плюсе, и рассчитывают, что предложенная цена за банк даст им возможность хорошо заработать.

- А выиграет ли от этого банк? Нет ли риска, что новый акционер в корне поменяет его стратегию?

- Все инвесторы, дошедшие до финала сделки, полностью поддерживают нашу модель развития, а сохранение нынешней команды является важным условием покупки.

Более того, я вижу много позитива, потому что существующие акционеры уже несколько лет рассматривают возможность продажи своих акций банка, в связи с чем, обсуждение некоторых стратегических долгосрочных инициатив иногда становилось для нас сложным.

У всех потенциальных будущих собственников есть драйв, здоровая агрессия, что для нас, как для нас очень важно и необходимо.



до списку

Кредити готівкою | Депозити | Фонд гарантування вкладів | Платіжні картки | Кредитная карта | Інтернет-банкінг