Дзвінки за номером 0 800 308 308 з номерів усіх операторів зв’язку України безкоштовні. Для дзвінків за номером 3080 вартість хвилини розмови відповідно: Київстар – 1 грн/хв, з’єднання – 0,27 грн; МТС – 0 грн/хв, з’єднання – 1 грн; lifecell – 1,5 грн/хв, з’єднання – 0,5 грн. Тарифи наведено з урахуванням ПДВ.
Додатково нараховується 7,5% від вартості послуг без ПДВ до Пенсійного фонду. Тарифікація посекундна з 13 секунди. Послуга надається тільки повнолітнім.

Hапишіть нам
Zapros@platinumbank.com.ua
Подзвоніть нам
0 800 308 308, 044 495 60 55







Иностранный банк с международными инвестициями

Курси валют
Курси валют
01.12.2016
Валюта Покупка Продаж
USD 26.50 27.10
EUR 27.80 28.80
Платіжні карти
01.12.2016
Валюта Покупка Продаж
USD 26.50 27.10
EUR 27.80 28.80
Google+

ЗМІ про Нас

17.11.2009

"Генеральний директор": Банки зайнялись «БЮРОкратією»



Как показала практика, активизация банковского кредитования в докризисный период проходила без достаточной оценки рисков, связанных с заемщиками. В последнее время банки чаще стали обращаться в бюро кредитных историй, которые хранят информацию о взятых клиентами кредитах и их платежной дисциплине. В дальнейшем это позволит финучреждениям избежать значительных потерь

Банкирам нужна история
Суть бизнеса бюро кредитных историй (БКИ) состоит в сборе информации о соблюдении заемщиком платежной дисциплины и ее продаже другим финучреждениям. На Западе подобные заведения уже давно стали площадкой обмена данными о заказчиках между кредиторами. В развитых странах «испортить кредитную историю» означает навредить собственной репутации. Если клиенты соблюдают платежную дисциплину, то следующий кредит должен быть выдан им под более низкую процентную ставку. Однако в украинских реалиях, на фоне снижения кредитной активности, банки могут гарантировать лишь оперативное рассмотрение заявки, а не снижение процентов. Создание бюро в Украине стало возможным после принятия в 2005 году закона «Об организации формирования и оборота кредитных историй» (вступил в силу с 26 января 2006-го).

Международный опыт деятельности БКИ в разных странах доказал их необходимость для развития финансово-банковской системы и снижения рисков кредитования. По словам вице-президента АУБ, председателя правления ЗАО «Первое всеукраинское бюро кредитных историй» («ПВБКИ») Антонины Паламарчук, в нашей стране ощущается дефицит информации о заемщиках, о выполнении ими предыдущих обязательств, их текущей задолженности. Эти и другие данные финансовому сектору сейчас предоставляют БКИ. В настоящее время в Украине работают пять таких учреждений, созданных банками для собственных целей и привлечения других в свою «сеть». Их услуги в той или иной мере интересны всем участникам финансового рынка, работающим с клиентами — юридическими или физическими лицами. Партнерами подобных бюро являются банки, кредитные союзы, лизинговые и страховые компании. Примечательно, что в соответствии с законодательством для передачи информации в БКИ необходимо письменное согласие заемщика. Между тем, подходы к деятельности у разных групп заказчиков отличаются. «Крупные розничные игроки испытывают потребность в автоматизированной обработке сведений бюро. Небольшой банк или кредитный союз работают, как правило, через web-интерфейс в ручном режиме», — поясняет Богдан Пшеничный, директор ООО «Украинское бюро кредитных историй» («УБКИ»). Сотрудничество с бюро — один из элементов программ минимизации рисков банков. «На сегодня абсолютное большинство финучреждений понимают это. Активное кредитование населения без их информационной поддержки противоречит опыту развитых банковских систем, а следовательно, подвергает финучреждение недопустимому уровню опасности», — подчеркивает заместитель председателя правления ОАО «Кредобанк» Марцин Дец.

Как считает начальник управления операционных рисков Platinum Bank Андрей Игнатов, необходимость сотрудничества с БКИ многие банки осознали после анализа своих кредитных портфелей. «Эта услуга была особенно актуальна и востребована в период активного кредитования, когда имели место случаи выдачи нескольких кредитов одному клиенту, в результате чего он не справлялся с платежной нагрузкой на свой бюджет. На данный момент важность взаимодействия с бюро осознает топ-менеджмент финучреждений, имевших подобный западный опыт и четко понимающих преимущества эффективного управления кредитным портфелем при помощи баз данных кредитных историй», — отмечает эксперт. Дополнительным стимулом для взаимодействия с БКИ является предоставленная НБУ возможность учета определенной категории кредитов в портфеле однородных кредитов при условии передачи информации о них в бюро. При этом БКИ и пользователи их баз данных ответственны перед законом за искажение и нецелевое использование сведений, составляющих кредитную историю. Ценность информации Впрочем, не все банки готовы раскрывать информацию о своих заказчиках. Общеизвестно, что среди таковых есть VIP-клиенты, аффилированные заемщики, получавшие кредиты под весьма низкие проценты. Раскрытие таких данных не всегда может быть с одобрением встречено ими. Кроме того, до кризиса многие банки выдавали потребительские кредиты под 80-100 % годовых, закладывая риски в высокие проценты.

Подобным финучреждени-ям обращаться в бюро не было никакого резона. В сотрудничестве банков и бюро присутствует позитивный психологический момент. «Первые заметили положительное влияние на выполнение заемщиками своих обязательств, когда информация об их кредитной истории передается в БКИ», — поясняет Мар-цин Дец. Эксперты отмечают, что взаимодействие с бюро является обязательным условием успешности кредитования. Многие участники банковского рынка, в деятельности которых сейчас наблюдается некоторое затишье, активно используют это время для создания подразделений по работе с ним и подбора профильных специалистов. «Нужно выбрать бюро для сотрудничества, заключить договор, приобрести необходимое программное обеспечение, перенастроить системы андеррайтинга с учетом результатов анализа кредитной истории. На данный момент практически все финучреждения, занимающиеся кредитованием, используют результаты запросов БКИ при принятии решения о выдаче кредита», — подчеркивает Андрей Игнатов. Даже в условиях отсутствия активного кредитования польза от подобного сотрудничества проявляется в мониторинге текущего состояния кредитного портфеля, применения базы бюро как инструмента сбора долгов. «Все больше банков прибегают к услуге мониторинга кредитных историй, которая дает возможность отслеживать изменения идентификационных данных, появление просрочек, новых договоров и т. д.», — рассказывает Антонина Паламарчук.

По мнению Марцина Деца, фактическая остановка кредитования новых клиентов заставляет финучреждения пересматривать свои планы и стратегии развития, в частности, относительно совместной деятельности с БКИ. «Это может сместить во времени начало сотрудничества некоторых банков с бюро и однозначно изменит его акценты. Теперь первых больше интересует кредитная история нынешних заемщиков, особенно в ходе реструктуризации их задолженности. Финучреждениям нужно знать, имеет ли заемщик кредиты в других банках, как он их обслуживает и как его кредитная история будет меняться в ближайшее время», — считает эксперт. «Исторический» рынок Объем портфеля кредитных историй зависит от количества партнеров бюро, т. е. тех, кто доверил ему хранение своих данных. Крупнейшей является база «УБКИ», насчитывающая 16,5 млн кредитных историй! Подобная статистика объясняется достаточно просто. Учредителем бюро является «ПриватБанк», и все его кредитные истории автоматически относятся к базе самого бюро. Однако и другие операторы наращивают свои информационные базы. Так, принадлежащая «ПВБКИ» составляет около 1,5 млн кредитных историй, и она постоянно увеличивается. «Банки, подключаясь, начинают передавать текущую информацию, а затем блоками по 50-200 тыс. кредитных историй за предыдущие периоды. Некоторые финучреждения уже передали в бюро сведения за 2007-2008 годы», — говорит Антонина Паламарчук. Примечательно, что подходы к установлению расценок за услуги у разных бюро существенно отличаются. «У каждого своя тарифная сетка, рассчитанная и утвержденная уполномоченным органом, исходя из стратегии развития бюро. Жесткие требования регулятора в этом плане отсутствуют.

Например, мы бесплатно получаем кредитные истории, но вносим фиксированную сумму за их хранение в базе данных бюро. В других БКИ предусматривается оплата запроса, однако отсутствует необходимость внесения денег за хранение в базе», — подмечает Андрей Игнатов. В период кризиса во всех сегментах рынка, особенно тех, где наблюдается сокращение спроса, усиливается борьба за клиентов. Не являются исключением и бюро кредитных историй. Значительное сокращение объемов кредитования банками и другими финучреждениями привело к уменьшению количества обращений в бюро со стороны партнеров, а следовательно, и сокращению его доходов. Это, в свою очередь, побудило БКИ к уменьшению тарифов, пересмотру перечня услуг, расширению их ассортимента и предоставлению заказчикам акционных предложений. «Кроме кредитных историй, банки могут получить их оценку, применить систему обработки заявлений клиентов на выдачу кредитов, осуществить проверку их документов по базе данных утерянных паспортов МВД Украины и т. д. Все услуги предоставляются в режиме реального времени», — делится г-жа Паламарчук. Кроме того, бюро активно проводят популяризацию своей деятельности, организовывают семинары и встречи для банковского сообщества. Конкуренция в этой сфере пока не очень велика, и существует возможность для вхождения новых операторов. Однако их появление скорее негативно повлияет на рынок. «Идеальным вариантом для банков стало бы наличие сводной информации в одном бюро о кредитных историях клиентов разных финучреждений. К сожалению, сейчас для такой компактной страны, как Украина, наличие значительного количества бюро в большей мере тормозит рынок, чем развивает», — уверен г-н Игнатов.

Бюрократические проблемы «Все трудности связаны с тем, что данный институт в нашей стране появился недавно. Профильным законом определена возможность бюро получать сведения из государственных реестров. Однако подзаконные акты пока отсутствуют», — утверждает Богдан Пшеничный. При наличии достаточной законодательной базы развитию БКИ мешают внутренние, а не внешние причины. «Препятствием является отсутствие у участников финансового сектора опыта работы с бюро, использование предоставленной им информации в кредитных процедурах. Сегодня не у многих финучреждений есть комплексные системы управления рисками, включающие в себя обязательное получение сведений из БКИ», — рассказывает Антонина Паламарчук. Многие банки являются партнерами сразу двух, а то и трех бюро. Таким образом, они получают максимально возможный охват кредитных историй действующих и/или потенциальных заемщиков. Это один из проблемных моментов работы с БКИ. По словам Марцина Деца, сейчас ни одно БКИ в достаточной мере не покрывает всю совокупность заемщиков Украины: «Конкретный банк, сотрудничая с одним или несколькими бюро, не может быть уверен в гарантированном доступе ко всей информации о кредитной истории клиента и ее полноте. Отсутствует также обмен данными между различными БКИ». Следует отметить, что если сложности в работе с бюро возникают у финучреждений, то ситуации их взаимодействия с кредитными союзами и лизинговыми компаниями выглядят еще хуже. Между тем, последние тоже заключают договоры с БКИ. Однако кризис все же сыграет свою положительную роль в развитии сегмента БКИ и углублении сотрудничества его игроков с другими представителями финансового рынка. Юрий Григоренко



до списку

Кредити готівкою | Депозити | Фонд гарантування вкладів | Платіжні картки | Кредитная карта | Інтернет-банкінг